«Между людьми есть только два типа отношений – логика или война». Эти слова Поль Валери вложил в уста своего героя, господина Тэста, одной из главных фигур литературного модернизма ХХ века. Категоричность приведенного суждения – следствие не всегда очевидной связи модернистского романа с картинами мира, которые подарили метафизики XVII-XVIII столетий. Так, сам Валери в письме Андре Жиду признавался, что «Рассуждение о методе» Декарта – первый по-настоящему современный роман. Много позже по другому поводу Жиль Делёз утверждал, что «Теодицея» Лейбница – прообраз модернистского повествования «наших» дней. Чего в этих и иных аналогичных заявлениях больше – броских, но безосновных сравнений или тонких прозрений об истоках модернистской прозы?
Курс «“Логика или война”: к генеалогии модернистской (бес)чувственности» – продолжает и развивает мотивы семинаров «Катакомбы модернизма» и «Никаких рассказов» и предлагает движение в двух направлениях.
1) Ряд классических философских текстов («Рассуждение о методе» Декарта, «Богословско-политический трактат» Спинозы, «Теодицея» Лейбница и др.) будут рассмотрены как первые шаги в деле построения модернистского романа. Избранные фрагменты из этих текстов будут прочитаны как образцы современной прозы. Логика/рациональность/универсальность разума – эти базовые ориентиры мышления XVII-XVIII веков – будут рассмотрены как неочевидные, но важные элементы, которые унаследовал литературный модернизм, восходящий к метафизике этого периода.
2) Роман Германа Броха «Невиновные» (1950) будет предложен к рассмотрению, как текст, в котором сосредоточены все апории модернистской прозы, особенно актуальные сейчас. Будучи ключевым антивоенным произведением середины ХХ века, рожденным как прояснение «немецкого вопроса» в срезе трёх эпох (1913/1923/1933 гг.), роман Броха – в силу своей подчас нарочитой абстрактности – отрывается от прямой связи с историческим контекстом и проливает свет на связь модернистского искусства с опытами насилия и сексуальности на структурном уровне.
Цель семинара – показать, как два, на первый взгляд, не связанных между собой сюжета, обнаруживают такой тип отношений внутри пары рациональное/аффективное, с которой плотно смыкается ригоризм Тэста («логика или война»).
Программа курса:
1. Рене-рассказчик: по каким критериям распознаётся картезианский нарратив?
Основной текст: Р. Декарт «Рассуждение о методе» (избранные места)
2. Как жить в «лучшем из миров»? Лейбниц и кошмар экономии
Основной текст: Г.В. Лейбниц «Теодицея» (избранные места)
3. Риторика – опиум для народа: урок просвещения по Спинозе
Основной текст: Б. Спиноза «Богословско-политический трактат» (избранные места)
4. «Левиафан» и его двойники: как избежать встречи с Гоббсом?
Основной текст: Т. Гоббс «Левиафан» (избранные места)
5. Гегельянство как модернизм: Дидро и «жизнь богемы»
Основной текст: Д. Дидро «Племянник Рамо»
6. Там, где было трое – будет четверо: Гёте и пределы диалектики
Основной текст: И.В. Гёте «Избирательное сродство»
7-8. Между двух войн: опыт Германа Броха – между наукой и литературой
Основной текст: Г. Брох «Невиновные»
Формат: семинар будет состоять из 8 встреч, на которых лекционная часть будет сопровождаться коллективной работой на основе фрагментов того или иного текста.
Публикации в журнале [Транслит]:
- ОЛЕГ ГОРЯИНОВ Катакомбы модернизма: фрагменты из истории насилия ХХ века АЛЕКСАНДР СКИДАН / АНАТОЛИЙ РЯСОВ / ВЕРА КОТЕЛЕВСКАЯ / АЛЕКСЕЙ ВОИНОВ(опрос перед началом курса) // #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование (2021)
Курсы в Лаборатории [Транслит]: