Павел Арсеньев. Иcтория критического письма от Белинского до Шкловского


Курс будет посвящен той операции или процедуре, которая внезапно оказалось под угрозой истребления, хотя на протяжении почти двух веков ассоциировалось именно с отечественной традицией. Речь о критической способности, никогда не существующей бесплотно в «публичном пространстве», но всегда воплощенной в телах и закрепленной в определенных жестикуляторных репертуарах. Начиная с Белинского и вплоть до поздне(а то пост)советских диссидентов способность к критике и процедура письма принадлежала одновременно литературе и политике и на сегодняшний день представляется наиболее жизнеспособным сочетанием способностей критического восприятия информации, энергичного поведения на письме и гражданского действия («критики действием»). Именно этой традиции/способности/процедуре, настойчиво вытесняемой из российской действительности, и будет посвящен курс, рассчитанный на 9 занятий и включающий несколько практических заданий по критическому письму.

0. Вводная лекция о понятии истории, критики и письма.
1. Cлова и дела, или Романтическая критика языка. 
2. Натуральная критика (Белинский) и институциональный субстрат отечественной критической традиции.
3-4. Радикально-демократическая критика (Чернышевский, Добролюбов) и разночинный габитус письма.
5. Реальная критика (Писарев) и избавление письма от референциальных обязательства
6. Консервативная критика (Катков, Страхов) и нигилизм.

На весенний семестр запланировано продолжение курса «Иcтория критического письма — первая половина XX века«

1. Экспериментальный роман Золя и натуральная критика романной формы.
2. Эстетика заражения Толстого и критика художественной критики (а также художественного образования).
3. Заумная поэзия как реакция на кризис позитивизма и критика референциальной иллюзии.
4. Формализм, остранение импрессионистической критики и теория литературной техники.
5. (Новый) леф и производственническая критика медиума/института письма.
6. Трудовая терапия «рассказчика» и нежный эмпиризм Беньямина.
7. Литературная революция Троцкого vs авангардного китча Гринберга.
8. Новая проза Шаламова и критика телом.

Курсы в Лаборатории [Транслит]:

Публикации в журнале [Транслит]