Совместный с семинар Никиты Сунгатова ([Транслит]) и Натальи Грининой (Humboldt University)
Осенний семестр
Существует ли «путинизм» как явление не только политическое, но и как культурное и дискурсивное? Существует ли на стыке идеологии и эстетики путинской эпохи некий общий фундамент, позволивший в данный момент открыто имперскому и националистическому дискурсу укрепиться в публичной речи? Что можно назвать характерным для формировавших эту почву произведений популярной культуры и какое отношение имеет к этому своеобразная рецепция идей постмодернизма в кругах российских элит, которая в конечном счете привела сегодня к размытию границ между фактом и вымыслом (RT) и к своеобразной «театрализации» политики?
В рамках данного курса будут предложены методы анализа и интерпретации политико-культурного дискурса постсоветской России на примере узко отобранного спектра произведений и case studies — от консервативных и традиционалистских до умеренно-вестернизированных и неолиберальных.
Расширяя понимание того, как работает «пропаганда», мы будем рассматривать механизмы проникновения сферы символического в сферу политики и обратно: т. е. как, с одной стороны, искусство встаёт на «службу» идеологии и предоставляет соответствующие механизмы воздействия на реципиента и как, с другой стороны, политика черпает идеи из культурософского дискурса, претворяя идеи из художественных текстов в реальность.
Отдельное внимание будет уделено визуальным и масс-медиа, таким как телевидение и кинематограф, и присущим им методам инсценирования власти и перформативным аспектам воздействия пропаганды, направленной как вовнутрь, так и за пределы РФ.
Курс рассчитан на два семестра. Каждое занятие первого (осеннего) семестра будет разделено на две части, в первой из которых мы обратимся к одному из литературных источников как носителю идеологии, во второй — рассмотрим одно из медиа-явлений (ТВ, кино, интернет-ресурсы). Теоретический контур составят статьи и книги, рефлексировавшие эти тексты и явления на протяжении «путинского периода» (Илья Кукулин, Кирилл Кобрин, Марк Липовецкий, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Чарльз Кловер и др.), а также теоретические работы Питера Померанцева, Бруно Латура, Пьера Бурдье, Луи Альтюссера, Славоя Жижека и др., задающие методологические рамки для разговора об идеологии. Второй (весенний) семестр будет проходить в кооперации с Off-University и Humboldt-Universität zu Berlin. Он будет проходить частично на английском языке и даст возможность студент_кам и участни_цам курса потренировать свои навыки как академического письма и свободных эссе (с возможностью получить по окончании курса ECTS пункты), так и художественного анализа (с возможностью презентации работ в рамках онлайн-выставки, презентации и проч.)
Программа I семестра:
1. Вводное занятие. Правды нет и всё возможно: почему критика выдохлась
2. Александр Дугин / Царьград ТВ
3. Натан Дубовицкий (Владислав Сурков) / Russia Today
4. Тихон Шевкунов / Андрей Ткачёв (Православие и соц. медиа)
5. Александр Проханов / Концерт оркестра Мариинского театра в Пальмире
6. “Русские” журналы нулевых: “Русский журнал”, “Русская жизнь”, “Русский пионер”
7. Эдуард Лимонов / Андрей Кончаловский
8. Захар Прилепин / Никита Михалков
Весенний семестр
Семинар является продолжением курса из предыдущего семестра под названием «Путинизм в культуре: идеология, пропаганда, дискурс». В новом семестре мы сосредоточимся на обсуждении письменных работ участни_ц предыдущего семестра на основе уже выявленных феноменов путинизма в разных сферах и медиумах культуры. Часть занятий пройдет в прежнем формате, т. к. у нас остался ряд тем, которые мы либо не успели обсудить в прошлом году, либо они возникли уже в ходе нашей совместной работы. Вот каким темам мы планируем посвятить отдельные занятия:
— альманах [Транслит] и левая культура в России до и после Болотной и Крыма
— «Гоблинские переводы» и интернет-фольклор нулевых
— Новейшие экранизации братьев Стругацких: Алексей Герман и Фёдор Бондарчук
— Красно-коричневый музыкальный андеграунд: от Егора Летова до Бориса Усова
— Z-поэзия: «новые Симоновы, Сурковы, Берггольц…»
Одним из условий для участия в семинаре является наличие текста, готового к обсуждению (необязательно завершенного и готового к публикации): это могут быть черновики, фрагменты, наброски. Формат может быть также свободным: от теоретических работ до свободных эссе и поэтических текстов. Помимо уже фигурировавших в прошлом семестре тем, произведений и отдельных case-studies участни_цы курса могут предложить самостоятельно сформулированные темы для обсуждения и анализа. Семинар будет проходить еженедельно в формате полуторачасовых встреч (онлайн).
Желающие присоединиться к семинару на данном этапе должны будут пройти короткое собеседование с его ведущими. Для записи на семинар необходимо отправить письмо на lab@trans-lit.info