Семинар
Где бы мы ни находились, на фоне, в безразличии или в эпицентре текущей войны, мы так или иначе аффектируемся ей, как тотальным событием, или её производными, и утрачиваем возможность различать и создавать новые режимы познания. Аффектируется и наше письмо: оно либо воспроизводит довоенные конфигурации, просто тематизируясь, либо уходит в документальную фиксацию, избегая изобретения новых режимов, как неуместных и/или невозможных.
Семинар ставит следующие вопросы: все ли обнаруживаемые фигуры и режимы военного конвертируемы в письмо? И нет ли в этой конвертации жеста захватничества, символического присвоения чужих страданий и насильственного, которые только усиливают нашу аффектацию войной, только в более изощренной форме?
В рамках семинара мы сознательно не будем ориентироваться на существующие образцы антивоенного письма и напрямую затрагивать их, они останутся пространством вымещенного. Но, обращаясь к документальным материалам, исследованиям, объектам визуального искусства, будем сначала фиксировать скрытые и явные фигуры милитантного и милитаристского и конструировать для них новые среды в письме.
После каждого из занятий участникам будет предложено создать текст, вбирающий выявленные в ходе занятий аффекты/артефакты.
План занятий:
1. Эмпатия/вуайеризм/сопричастность: воздействие образов войны.
Материалы к занятию: фильмы «Облученные» Ритхи Паня и «Как видите» Харуна Фароки.
2. Статика и динамика военных образов.
Материалы к занятию: Сьюзан Сонтаг «Смотрим на чужие создания».
3. Дроны-аффекты: новые технологии военных действий и ихрецепция.
Материалы к занятию:
Мэри Калдор: Новые и старые войны. Организованное насилие в глобальную эпоху.
Грегуар Шамаю: «Теория дрона. Книга том, как военные дроны меняют войну и какие проблемы порождают».
4. Де/милитаризованные зоны: как военные действия де- и ремаркируют пространства.
Материал к занятию: фильм «Иней» Шарунаса Бартаса.
5. Руинирование/воссоздание: как описывать ландшафты войны?
Материал к занятию:
фильм «Убийцы среди нас» (1946) Вольфганга Штаудте
фильм «Германия, год нулевой» (1947) Роберто Росселлини.
6. Тело как инструмент и объект приложения военного насилия.
Материал к занятию: «История тела. Том 3: Перемена взгляда: XX век», Ч. 4-я. Страдание и насилие».
7. От повсеместной к бесследной войне: как функционируют фигуры утаивания или сокрытия следов военных преступлений?
Материал к занятию: Расследование редакции «Медузы». Как убивали людей в Буче. Подробная реконструкция событий.
8. Пропагандирующее сознание: как устроено мышление и память человека, что воюет или поддерживает войну?
Материал к занятию: Николас Старгардт «Мобилизованная нация».
Для записи на семинар и семестр в Лаборатории [Транслит] необходимо написать на lab@trans-lit.info.
Старт семинара по мере формирования группы.