Алексей Масалов. Новейшая поэзия и популярная культура


Осенний семестр

В представлении о новейшей поэзии часто возникает мотив её оппозиции массовой культуре, её доступности и развлекательности. Однако само представление о массе восходит к модернистской позиции «творца» и несет в себе элитистскую десубъективацию непривилегированных социальных групп. В рамках курса хотелось бы отказаться от такого подхода в пользу рассмотрения взаимо– схождений и расхождений новейшей поэзии и популярной культуры, ориентируясь на опыт Ф. Джеймисона и Culture Studies. Ведь известны кейсы влияния популярной музыки (рока и рэпа) на инновативные практики и наоборот (концептуализм и Слава КПСС). А после февраля 2022 года многие акторы популярной культуры за свою антивоенную позицию оказались в той же позиции исключения из контролируемого культурного производства, что и акторы новейшей поэзии в течение последнего десятилетия. Поэтому (и не только) и возникает желание рассмотреть новейшую поэзию в более широком контексте эмансипаторных веяний в популярной культуре.

  • 1. Ника Турбина и культурная мифология, или как популярность шестидесятников показала свою патриархальность
  • 2. Обратная сторона популярной поэзии. В чем проблема стихов Стефании Даниловой, Арса Пегаса и ультраправой Анны Долгаревой?
  • 3. Рождение рок-поэзии из духа неофициальной культуры. Почему Бориса Гребенщикова считают младшим братом ленинградских метафизиков?
  • 4. Хип-хоп как источник инновативности, или что общего у Славы КПСС и Дмитрия Герчикова (и как рэп организовывает поэзию Влада Гагина и Дорджи Джальджиреева)
  • 5. Федор Сваровский на VHS и при чем тут озвучка Володарского?
  • 6. Дозор Ивана Сидорова. «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова и поэмы Марии Степановой.
  • 7. «Горажде: Зона безопасности» и документальные поэмы о войнах
  • 8. Графической роман «Полуночная земля» Юлии Никитиной и «Когда мы жили в Сибири» Оксаны Васякиной. Практики субъективации в автофикциональных произведениях
  • 9. Очень странные дела Максима Дрёмова. Как wierd-онтологии и гик-культура стали носителями прогрессивных идей?

Весенний семестр

В прошлом семестре мы успели обсудить как связаны рок-музыка и неподцензурная поэзия, границы постиронии в стихах и хип-хопе, связь фантастического кинематографа и нарративной поэзии, а также как комиксы обращаются к сходной социальной и философской проблематике. Это всё показывает, что связь и общность новейшей поэзии и популярной культуры куда сложнее и глубже, чем предполагает элитистская оппозиция. Ведь современный субъект может равно любить Гарри Поттера и Драгомощенко, сложную поэзию и аниме «Невероятные приключения ДжоДжо», видеоигры и современное искусство. После февраля 2022 года стало очевидно, что «великая русская культура», её элитарность и мотивы исключительности служили прикрытием и обслугой империалистического насилия последних 30 лет. Поэтому прямо сейчас меняется как само отношение к попкультуре, так и характер её «следы» в новейшей поэзии. Исходя из этих предпосылок второй семестр курса «Новейшая поэзия и популярная культура» углубит изучение связей поэзии и попкультуры, а ближе к завершению мы подойдем к рассмотрению кодов популярной культуры в поэзии последнего года и их роли в выстраивании иных оснований субъектности на руинах инновативной культуры последних десятилетий.

  • 1. Как «Наше радио» убило рок-поэзию и что теперь слушают профессиональные поэт_ки
  • 2. Феноменология звука в хип-хопе и новейшей поэзии (boom bap и Дорджи Джальджиреев)
  • 3. Логика сериала и стимпанк в нарративной поэзии Геннадия Каневского
  • 4. Очень странные дела Максима Дрёмова: weird-реализм и рефлексирующая ностальгия
  • 5. Weird-проза и weird-поэзия. «Последние дни Нового Парижа» Чайны Мьевиля и «Общество защиты химер» Кати Сим: рецепция сюрреализма, политика сопротивления и современный нарратив
  • 6. Новейшая поэзия и видеоигры: от тематизации к медиализации
  • 7. Смерть автора и смерть героя: видеоигра «Scorn» и триптих «degeneration» Аристарха Месропяна
  • 8. Попкультурные коды в поэзии после февраля 2022, или как попкультура сопротивляется идеологии «великой русской культуры»

Предыдущие курсы в Лаборатории [Транслит] :

  • Антимилитаристская поэзия и коллективная травма (весна 2022)

Публикации в журнале [Транслит]: