Семинар Олега Горяинова
История литературного модернизма – это в равной мере и история его теоретической рецепции. Произведения Валери, Кафки, Пессоа, Музиля, Беккета, Бланшо и других не представимы без их читателей среди философов и исследователей литературы. В какой мере подобного рода теоретическая тень помогает или, наоборот, мешает встрече с их текстами? Ответ на этот вопрос побуждает внимательнее отнестись к некоторым ключевым философским опытам второй половины ХХ века, нацеленным на прояснение модернистской литературной традиции.
Почти сразу после своего появления деконструкция Жака Деррида преодолела границы философии, оказав существенное влияние на исследования литературы. Будучи поспешно понят как еще один метод интерпретации текстов, проект Деррида оказался распылен среди разных гуманитарных наук, выказав свою почти повсеместную применимость. Во многом эта успешность сыграла с деконструкцией злую шутку: хор почитателей растворился в хоре критиков. Среди этой полифонии особой интонацией отличается голос Джорджо Агамбена – принципиального и последовательного оппонента Деррида.
Курс «Пороги деконструкции» посвящен полемике Деррида и Агамбена, которая будет рассмотрена на пересечении философских и литературных текстов. Предметом обсуждения послужат как концептуальные решения в трудах самих философов, так и сюжеты из текстов тех авторов, с которыми они работали (Клейст, Кафка, Беньямин, Арто, Валери и др.). Цель – не только разобраться в деталях одного из ключевых споров в истории современной философии, но и попытаться определить границы деконструкции, обозначить возможную альтернативу этому проекту и прояснить значение работ Деррида и Агамбена для традиции литературного модернизма.
Программа курса:
Часть 1: о методе
1. Деконструкция раздора: краткая история о том, как поссорился Джорджо Агамбен с Жаком Деррида и какую роль в этом сыграл «голос»
Тексты: Агамбен «Детство и история» (предисловие); Деррида «Голос и феномен» (введение)
2. Последствия буквы: différance и его эхо
Текст: Деррида «Поля философии» (глава «Различае»)
3. Другой анти-Эдип: неразгаданная загадка Сфинкса как ловушка для деконструкции
Тексты: Агамбен «Станцы» (глава «Перверсивный образ: семиология с точки зрения Сфинкса»), «Что остается после Освенцима» (глава «Стыд, или О субъекте»)
4. К теории жеста: о методе Агамбена и его апориях
Тексты: Агамбен «Заметки о жесте», «Макс Коммерель, или О жесте»; Беньямин «Франц Кафка» (раздел «Детская фотография»)
Часть 2: практики чтения
5. Борьба за Кафку: как (не следует) читать «У врат закона»?
Тексты: Кафка «У врат закона»; Агамбен «Суверенная власть и голая жизнь» (глава «Форма закона»); Деррида «Акты литературы» (глава «У врат закона»)
6. О насилии: Деррида и Агамбен читают Беньямина
Тексты: Беньямин «К критике насилия», Агамбен «Чрезвычайное положение» (глава «Гигантомахия вокруг пустоты»), Деррида «Сила закона»
7. Искусство марионетки: Клейст – между Деррида и Агамбеном
Тексты: Клейст «О театре марионеток»; Агамбен «Нагота» (эссе «Последняя глава в истории мира»); Деррида «Зверь и суверен» (лекция от 13 февраля 2002 года)
8. Критика и клиника: случай Арто
Тексты: Арто «Театр и его двойник» (разделы «Театр и культура», «Режиссура и метафизика»); Деррида «Письмо и различие» (главы «Вкрадчивое слово», «Театр жестокости и закрытие представления»); Агамбен «Человек без содержания» (главы 1,2,6)
Публикации в журнале [Транслит]:
- ОЛЕГ ГОРЯИНОВ Катакомбы модернизма: фрагменты из истории насилия ХХ века АЛЕКСАНДР СКИДАН / АНАТОЛИЙ РЯСОВ / ВЕРА КОТЕЛЕВСКАЯ / АЛЕКСЕЙ ВОИНОВ(опрос перед началом курса) // #24 [Транслит]: Карантинное (ново)образование (2021)
Курсы в Лаборатории [Транслит]: